Проект «Эколята»

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята»

Название проекта: природоохранный социально-образовательный проект «Эколята» (далее – Проект).

Учредитель Проекта: министерство образования Тульской области, Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области «Центр дополнительного образования детей» (Далее — ГОУ ДО ТО «ЦДОД»).

Участники реализации Проекта:

ГОУ ДО ТО «ЦДОД»

Образовательные учреждения города Тулы и Тульской области.

Тип проекта: социально-образовательный.

Направленность: естественнонаучная

Содержание и направление реализации проекта:

Проект реализуется в трех возрастных группах:

— «Эколята–Дошколята» (дошкольники);

«Эколята» (обучающиеся 1-4 классов);

«Молодые защитники Природы» (обучающиеся 5-9 и 10-11 классов).

Такой подход позволяет обеспечить преемственность и непрерывность экологического образования, способствует более качественному формированию навыков экологичного поведения детей.

В рамках Проекта предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Особенностью Проекта по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребенке гармоничной личности с использованием сказочных героев «Эколят».

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и Природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции, подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

С обучающимися общеобразовательных организаций проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию культуры природолюбия, осознания того, что они могут стать настоящими друзьями Природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию целостного взгляда на окружающую Природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть Природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, игра, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, проведение опытов, прогулки, проведение занятий на природе, работа на опытном участке, рисование и т.д.

Проект ориентирует деятельность педагога на системный подход в развитии культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая, рассматриваемая в Проекте тема, базируется на изученных ранее материалах.

Для каждой возрастной группы обучающихся составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребенка.

Проект является составной частью системы дополнительного образования естественнонаучной направленности обучающихся.

Целевая группа: обучающиеся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования детей.

Срок реализации: долгосрочный (ноябрь 2021 г. – июнь 2024 г.)

Актуальность проекта определяется рядом факторов:

целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;

вовлечением обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность и формированием экологической культуры.

Цель проекта: формирование у обучающихся экологической культуры и культуры природолюбия.

Задачи проекта:

организация и проведение региональных этапов Всероссийских конкурсов в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята»;

организация региональных этапов Всероссийских акций, фестивалей, праздников Эколят;

организация и проведение Всероссийских Олимпиад и Уроков Эколят;

организация и проведение областных мероприятий и конкурсов, природоохранной направленности;

разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе.

Задачи Проекта реализуются путем:

— создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят», новых приемов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;

— комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования;

-создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;

— предоставления обучающимся возможности общения со своими сверстниками из других образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

Рекомендуемые принципы работы, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта:

— системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

— использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

— последовательность в обучении и воспитании;

— преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

— анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

— простота и доступность изучаемого материала;

— наглядность при изучении тем и вопросов;

— присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

— наличие практического показа, возможность постановки и проведения экспериментов учебного материала;

— поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

— добровольность в сознании и действиях учащегося при изучении учебного вопроса и темы;

— наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны учащегося.

Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта:

— урок;

— тематическое занятие;

— чтение;

— беседа;

— наблюдение;

— обсуждение;

— прослушивание тематических рассказов и отрывков из литературных произведений;

— задание;

— игра;

— просмотр фрагментов художественного, телевизионного, учебного, научно-популярного или документального фильма;

— просмотр фрагментов телевизионной передачи;

— просмотр тематического мультипликационного фильма;

— прослушивание радиопередачи;

— викторина;

— конкурс;

— тематическое оформление классов и помещений;

— встреча;

— утренник;

— прогулка;

— работа на природе;

— проведение опыта;

— экскурсия;

— поход;

— акция;

— тематическое мероприятие.

Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта:

— учебные пособия;

— тематические книги;

— хрестоматии;

— рабочие тетради и дневники;

— альбомы и тетради для раскрашивания;

— наглядные и раздаточные материалы;

— журналы и газеты;

— художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

— энциклопедические и справочные издания;

— аудио- и видеоносители информации;

— игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием сказочных героев «Эколят»;

— костюмы и образы сказочных героев «Эколят»;

— элементы мультипликации и диафильма;

— художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;

— театральные постановки, их фрагменты и элементы;

— телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;

— музеи и картинные галереи;

— выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;

— опытные участки в школах, а также прилегающие к ним территории;

— элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

— различные мероприятия, праздники, олимпиады, акции.

Рекомендуемые темы занятий по Проекту (с учетом возрастных характеристик):

-«Природа вокруг нас»;

— «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);

— «Времена года»;

— «Время суток»;

— «Животные и растения»;

— «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;

— «Человек не может жить без Природы»;

— «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;

— «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»

— «Помоги Природе, помоги своему другу!»

— «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;

— «Сохрани Природу от пожара»;

— «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;

— «Природолюбие – учебник нашей жизни».

Рекомендуемые темы занятий по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия» (с учетом возрастных характеристик):

— Будь аккуратен с Природой

— Береги Природу

— Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе

— Умей гулять на Природе

— Дружить с Природой

— Единство Человека и Природы

— Жалеть Природу

— Заботиться о Природе

— Исследовать, изучать Природу

— Красная книга

— Любить Природу, любоваться Природой

— Многообразие Природы

— Наблюдать за Природой

— Ответственность перед Природой

— Природолюбие

— Радоваться вместе с Природой

— Сохранить Природу

— Трудиться на благо природе

-Уважать Природу

— Фантазировать вместе с Природой

— Ходить в гости к Природе

— Ценность Природы

— Чудеса Природы

— Шёпот Природы

— Щедрость Природы

— Экология

— Юный натуралист

— Явления природы

Механизм реализации Проекта: проект реализуется как в дистанционно, так и в очной форме.

Дистанционный формат предполагает использование таких сервисов интернета, как сайт ГОУ ДО ТО «ЦДОД», электронная почта, социальная сеть «ВКонтакте», интернет-платформы для проведения вебинаров.

Очный формат реализации проекта предполагает проведение тематических акций, фестивалей, праздников Эколят, мастер-классов.

Материально-техническая база:

Очный формат проекта предполагает использование помещения и образовательных ресурсов учебного корпуса № 2 ГОУ ДО ТО «ЦДОД»: актовый зал, музей природы «Эксплораториум», учебные кабинеты для занятий; лабораторное оборудование кабинетов химического и биологического профиля; мультимедийное презентационное оборудование (ноутбук, интерактивная доска).

Целевые индикаторы реализации проекта

№ п/пИндикаторыСпособы оценкиКритерии
1.Увеличение количества участников региональных этапов Всероссийских конкурсов в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята» среди обучающихся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования  Количественный анализ участия обучающихся образовательных организаций в конкурсахУвеличение количества участников, стабильность, понижение количества участников
2.Увеличение количества обучающихся – победителей и призеров  Всероссийских   конкурсов в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «ЭколятаКачественный анализ участия обучающихся образовательных организаций в конкурсахУвеличение количества победителей и призеров Всероссийских конкурсов стабильность, понижение количества участников  
3.Увеличение количества участников региональных этапов Всероссийских акций, фестивалей, праздников Эколят;  Количественный анализ участия обучающихся образовательных организаций в акциях, фестивалях, праздниках ЭколятУвеличение количества участников, стабильность, понижение количества участников
4.Повышение заинтересованности педагогов и обучающихся к участию во Всероссийских Олимпиадах и Уроках Эколят;  Активность участия педагогов и обучающихся во Всероссийских Олимпиадах и Уроках Эколят;Увеличение количества участников, стабильность, понижение количества участников
5.Увеличение количества обучающихся — участников областных мероприятий и конкурсов, природоохранной направленности  Количественный анализ участия обучающихся в областных мероприятиий и конкурсов, природоохранной направленностиУвеличение количества участников, стабильность, понижение количества участников
6.Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе.  Активность участия педагогов в тематических семинарах, вебинарах, публикации в методических сборникахРост активности педагогов, стабильность, снижение активности
7.Увеличение количества участников ПроектаКоличественный анализ участия педагогов и обучающихся в мероприятиях Проекта, мониторинговое исследованиеРост количества участников, стабильность, снижение количества участников, динамика

Сайт Проектаhttp://xn--80atdlv6dr.xn--p1ai/proekt-yekolyata-doshkolyata/

Проект «Эколята»: события, факты