Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята»
Название проекта: природоохранный социально-образовательный проект «Эколята» (далее – Проект).
Учредитель Проекта: министерство образования Тульской области, Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области «Центр дополнительного образования детей» (Далее — ГОУ ДО ТО «ЦДОД»).
Участники реализации Проекта:
ГОУ ДО ТО «ЦДОД»
Образовательные учреждения города Тулы и Тульской области.
Тип проекта: социально-образовательный.
Направленность: естественнонаучная
Содержание и направление реализации проекта:
Проект реализуется в трех возрастных группах:
— «Эколята–Дошколята» (дошкольники);
«Эколята» (обучающиеся 1-4 классов);
«Молодые защитники Природы» (обучающиеся 5-9 и 10-11 классов).
Такой подход позволяет обеспечить преемственность и непрерывность экологического образования, способствует более качественному формированию навыков экологичного поведения детей.
В рамках Проекта предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Особенностью Проекта по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребенке гармоничной личности с использованием сказочных героев «Эколят».
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и Природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции, подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
С обучающимися общеобразовательных организаций проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию культуры природолюбия, осознания того, что они могут стать настоящими друзьями Природы.
Особое внимание в Проекте уделяется формированию целостного взгляда на окружающую Природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть Природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.
Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, игра, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, проведение опытов, прогулки, проведение занятий на природе, работа на опытном участке, рисование и т.д.
Проект ориентирует деятельность педагога на системный подход в развитии культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая, рассматриваемая в Проекте тема, базируется на изученных ранее материалах.
Для каждой возрастной группы обучающихся составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.
Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребенка.
Проект является составной частью системы дополнительного образования естественнонаучной направленности обучающихся.
Целевая группа: обучающиеся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования детей.
Срок реализации: долгосрочный (ноябрь 2021 г. – июнь 2024 г.)
Актуальность проекта определяется рядом факторов:
целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;
вовлечением обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность и формированием экологической культуры.
Цель проекта: формирование у обучающихся экологической культуры и культуры природолюбия.
Задачи проекта:
организация и проведение региональных этапов Всероссийских конкурсов в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята»;
организация региональных этапов Всероссийских акций, фестивалей, праздников Эколят;
организация и проведение Всероссийских Олимпиад и Уроков Эколят;
организация и проведение областных мероприятий и конкурсов, природоохранной направленности;
разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе.
Задачи Проекта реализуются путем:
— создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят», новых приемов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
— комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования;
-создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
— предоставления обучающимся возможности общения со своими сверстниками из других образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.
Рекомендуемые принципы работы, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта:
— системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
— использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
— последовательность в обучении и воспитании;
— преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
— анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
— простота и доступность изучаемого материала;
— наглядность при изучении тем и вопросов;
— присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
— наличие практического показа, возможность постановки и проведения экспериментов учебного материала;
— поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
— добровольность в сознании и действиях учащегося при изучении учебного вопроса и темы;
— наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны учащегося.
Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта:
— урок;
— тематическое занятие;
— чтение;
— беседа;
— наблюдение;
— обсуждение;
— прослушивание тематических рассказов и отрывков из литературных произведений;
— задание;
— игра;
— просмотр фрагментов художественного, телевизионного, учебного, научно-популярного или документального фильма;
— просмотр фрагментов телевизионной передачи;
— просмотр тематического мультипликационного фильма;
— прослушивание радиопередачи;
— викторина;
— конкурс;
— тематическое оформление классов и помещений;
— встреча;
— утренник;
— прогулка;
— работа на природе;
— проведение опыта;
— экскурсия;
— поход;
— акция;
— тематическое мероприятие.
Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта:
— учебные пособия;
— тематические книги;
— хрестоматии;
— рабочие тетради и дневники;
— альбомы и тетради для раскрашивания;
— наглядные и раздаточные материалы;
— журналы и газеты;
— художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
— энциклопедические и справочные издания;
— аудио- и видеоносители информации;
— игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием сказочных героев «Эколят»;
— костюмы и образы сказочных героев «Эколят»;
— элементы мультипликации и диафильма;
— художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
— театральные постановки, их фрагменты и элементы;
— телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
— музеи и картинные галереи;
— выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
— опытные участки в школах, а также прилегающие к ним территории;
— элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.
— различные мероприятия, праздники, олимпиады, акции.
Рекомендуемые темы занятий по Проекту (с учетом возрастных характеристик):
-«Природа вокруг нас»;
— «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);
— «Времена года»;
— «Время суток»;
— «Животные и растения»;
— «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;
— «Человек не может жить без Природы»;
— «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;
— «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
— «Помоги Природе, помоги своему другу!»
— «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;
— «Сохрани Природу от пожара»;
— «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;
— «Природолюбие – учебник нашей жизни».
Рекомендуемые темы занятий по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия» (с учетом возрастных характеристик):
— Будь аккуратен с Природой
— Береги Природу
— Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе
— Умей гулять на Природе
— Дружить с Природой
— Единство Человека и Природы
— Жалеть Природу
— Заботиться о Природе
— Исследовать, изучать Природу
— Красная книга
— Любить Природу, любоваться Природой
— Многообразие Природы
— Наблюдать за Природой
— Ответственность перед Природой
— Природолюбие
— Радоваться вместе с Природой
— Сохранить Природу
— Трудиться на благо природе
-Уважать Природу
— Фантазировать вместе с Природой
— Ходить в гости к Природе
— Ценность Природы
— Чудеса Природы
— Шёпот Природы
— Щедрость Природы
— Экология
— Юный натуралист
— Явления природы
Механизм реализации Проекта: проект реализуется как в дистанционно, так и в очной форме.
Дистанционный формат предполагает использование таких сервисов интернета, как сайт ГОУ ДО ТО «ЦДОД», электронная почта, социальная сеть «ВКонтакте», интернет-платформы для проведения вебинаров.
Очный формат реализации проекта предполагает проведение тематических акций, фестивалей, праздников Эколят, мастер-классов.
Материально-техническая база:
Очный формат проекта предполагает использование помещения и образовательных ресурсов учебного корпуса № 2 ГОУ ДО ТО «ЦДОД»: актовый зал, музей природы «Эксплораториум», учебные кабинеты для занятий; лабораторное оборудование кабинетов химического и биологического профиля; мультимедийное презентационное оборудование (ноутбук, интерактивная доска).
Целевые индикаторы реализации проекта
№ п/п | Индикаторы | Способы оценки | Критерии |
1. | Увеличение количества участников региональных этапов Всероссийских конкурсов в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята» среди обучающихся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования | Количественный анализ участия обучающихся образовательных организаций в конкурсах | Увеличение количества участников, стабильность, понижение количества участников |
2. | Увеличение количества обучающихся – победителей и призеров Всероссийских конкурсов в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята | Качественный анализ участия обучающихся образовательных организаций в конкурсах | Увеличение количества победителей и призеров Всероссийских конкурсов стабильность, понижение количества участников |
3. | Увеличение количества участников региональных этапов Всероссийских акций, фестивалей, праздников Эколят; | Количественный анализ участия обучающихся образовательных организаций в акциях, фестивалях, праздниках Эколят | Увеличение количества участников, стабильность, понижение количества участников |
4. | Повышение заинтересованности педагогов и обучающихся к участию во Всероссийских Олимпиадах и Уроках Эколят; | Активность участия педагогов и обучающихся во Всероссийских Олимпиадах и Уроках Эколят; | Увеличение количества участников, стабильность, понижение количества участников |
5. | Увеличение количества обучающихся — участников областных мероприятий и конкурсов, природоохранной направленности | Количественный анализ участия обучающихся в областных мероприятиий и конкурсов, природоохранной направленности | Увеличение количества участников, стабильность, понижение количества участников |
6. | Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе. | Активность участия педагогов в тематических семинарах, вебинарах, публикации в методических сборниках | Рост активности педагогов, стабильность, снижение активности |
7. | Увеличение количества участников Проекта | Количественный анализ участия педагогов и обучающихся в мероприятиях Проекта, мониторинговое исследование | Рост количества участников, стабильность, снижение количества участников, динамика |
Сайт Проекта: http://xn--80atdlv6dr.xn--p1ai/proekt-yekolyata-doshkolyata/
Проект «Эколята»: события, факты
- Олимпиада Эколят
- Всероссийский (международный) фестиваль «Праздник Эколят — молодых защитников природы»
- Ежегодный Всероссийский урок «Эколята — молодые защитники природы»
- Стартует областной медиафестиваль «Эколята — хранители Тульского края»
- «Россия — территория Эколят» — Всероссийская акция
- «Эколята — друзья и защитники природы» — конкурс детских рисунков
- «Снежные городки Эколят»
- Всероссийский «День Эколят»
- Региональный этап Всероссийского конкурса на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья — Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов»
- Областной конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята – друзья и защитники Природы!» в рамках Всероссийской акции «Россия –территория Эколят – молодых защитников Природы»