Под историческим краеведением понимают комплексное изучение определённой территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Практическое применение вышеуказанных дисциплин (и зачастую именно в комплексном виде) требуется, например, от краеведов при изучении и описании значимых исторических событий.
Историческое краеведение — это и освоение местного исторического опыта, и важнейшая деятельность, нацеленная на выявление, сохранение и изучение культурного и природного наследия, а также метод исторического исследования.
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края.
Историческое краеведение получило широкое развитие в нашей стране после Великой Отечественной войны. Усиление роли исторического краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с усилением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения широких масс населения к изучению и охране памятников истории и культуры. Новые функции выдвинули историческое краеведение на одно из ведущих мест в общей системе краеведческих наук.
Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии, археологии, истории, природы и искусства, что также почти невыполнимо без привлечения широких масс историков-краеведов.
Историческое краеведение, как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты.
По хронологии краеведческие исследования могут охватывать длительные и конкретные исторические периоды, деятельность участников исторических событий.
Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества.
Памятники истории можно разделить на 2 большие группы. К первой относятся документы (фотографии, кинокадры, статистические данные и т. п.), вещественные предметы (орудия труда, предметы быта, личные вещи, оружие, одежда и т. п.), памятные места, разнообразные сооружения (архитектурные, культовые, инженерные). Ко второй группе относятся памятники, созданные с целью увековечивания событий (монументы, обелиски, стелы, мемориальные доски и т. п.)
В задачи исторического краеведения входят исследование различных памятников и поиск новых, ещё неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.
К основным видам историко–краеведческой деятельности можно отнести:
- познавательный – приобретение знаний о крае;
- преобразовательный – создание музеев, мемориальных досок, памятников, охрана их;
- ценностно-ориентационный – осознание и оценка поступков, мотивов, значения деятельности исторических личностей, фактов и событий;
- коммуникативный – развивает навыки общения, потребность поделиться полученными знаниями.
Если вас заинтересовала данная информация, принимайте участие в конкурсах и мероприятиях!