Возрастные особенности детей

Для того, чтобы понимать личностные проблемы детей, нужно знать особенности их развития в разные возрастные периоды.

Растущий ребенок очень быстро меняется, и поэтому часто педагоги и родители, подходя к нему со своими взрослыми мерками, не могут понять и принять изменения, отражающие психическое и социальное взросление.

Самая большая ошибка взрослых – неумение чувствовать процесс взросления детей, их движение
к самостоятельности и приобретение жизненной позиции. Это становление проходит через пробы – удачные или ошибочные. Без собственных ошибок нельзя обрести жизненный опыт. Роль взрослого – быть рядом с ребенком, поддерживать в малых ошибках и предупреждать о больших, обсуждать ситуации, помогать искать верные пути.

Дошкольник (0–6/7 лет) полностью зависит от взрослых, в первую очередь родителей. Ребенок – «губка», впитывающая информацию об окружающем мире. Он подражатель, репродуктивно повторяющий действия окружающих его взрослых, малыш вписывает
себя в мир, в котором живет.

Взрослым поначалу нравится играть с ребенком как с послушной игрушкой. Однако
к трём годам малыш начинает проявлять свою самостоятельность, что иногда не нравится взрослым. Здесь возникают первые конфликты и первое насилие над ребенком.

Что делать родителям и воспитателям? Не спешить добиваться исполнения своих требований, дать
возможность ребенку закончить игру, принять временное негативное настроение, не торопиться одевать
и раздевать, а деликатно поправлять колготки и обувь. Если маленький ребенок будет чувствовать уважение
к своим адекватным желаниям и естественному поведению, то это станет залогом того, что в трудный подростковый период родители не потеряют доверие своих детей и дети будут прислушиваться к их советам.  

 

Младший школьник (6,5–10 лет) – это ученик. Учение – важное и трудное дело, почти
как работа взрослого. Ученик по своей природной потребности – деятель, исследователь причинно-следственных связей в учебных задачах и заданиях.

В это время он уже способен обсуждать поступки героев, одноклассников, взрослых
и свои собственные поступки. У него закладываются основы морально-нравственного поведения и понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Школьник пока находится под энергетической защитой родителей, поэтому не в полной мере самостоятелен и требует поддержки близких,
а также положительной оценки своих достижений.

По законам психофизиологии чувства и эмоции наиболее восприимчивы до 10 лет, поэтому наши предки говорили, что воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит, т.е. пока растет до момента полового созревания ребенок прислушивается к мнению и требованиям взрослых и слушается их. Именно поэтому здесь лежит секрет успеха воспитания правильного поведения в любых жизненных ситуациях, в том числе и воспитания чувства осторожности и понимания опасности.

 

Подросток, отрок (10–14 лет) – самый критический возраст перехода от детства
к взрослости. Это время отрицания детскости, отказа от мнения взрослых, разделения мира на черное и белое, страха открытия и переживания новых ощущений, абсолютизма.

В этот период взрослые начинают пожинать плоды своего отношения к детям
в предыдущие годы. Кто заложил общечеловеческий морально-нравственный стержень поведения и отношения к окружающему миру, может терпеливо ждать, когда «детская болезнь» пройдет. С наибольшей степенью вероятности всё вернется на круги своя. Сложно будет с остальными детьми, т.к. свято место пусто не бывает. Подростков привлекает запретное и экстремальное, они легко могут подпасть под влияние негатива, и авторитет родителей или учителей чаще всего не срабатывает.

Если у младших детей главная опасность – внешнее насилие и травмы, то у подростков и юношества внутреннюю потребность утвердиться в своем сообществе следует рассматривать как причину опасного выбора пути самоутверждения. Внутренняя потребность утвердиться может проявляться в  браваде и вызывающем поведении.

Роль и задача взрослых – быть авторитетом и примером для подражания. Особенно действенно – включение подростков в различные интересные мероприятия, постоянные полезные дела, требующие проявления силы, характера, взаимопомощи. Это путь к самоутверждению, но он должен реализовываться только на позитиве.