Методические рекомендации

Корректировка дополнительных общеразвивающих программ
Методические рекомендации предназначены
педагогам дополнительного образования

2021

При корректировке и разработке новых дополнительных общеразвивающих программ следует учесть следующую информацию.

По дополнительным общеразвивающим программам предоставляется обучение детям в возрасте от 6 до 18 лет
в детских объединениях по интересам (далее — объединения), в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ выстраивается по принципу дифференциации
в соответствии со следующими уровнями сложности:

  • «Стартовый уровень».
    Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
  • «Базовый уровень».
    Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно – тематического направления Программы.
  • «Продвинутый уровень».
    Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным
    (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно – тематического направления программы;
    — углубленное изучение содержания программ и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно – тематического направления программы.

В ГОУ ДО ТО «ЦДОД» могут реализовываться многоуровневые программы.

Во фразе «Проанализированы интересы детей: …% отметили, что программа предоставляет возможность научиться новому, … % указали на возможность творческого самовыражения, …% – на творческое развитие,
…% – иное» — изменить проценты в соответствии с проведенным анкетированием обучающихся и их родителей (законных представителей). 

В отличительные особенности программы не вписывать то, что было в предыдущем году, вписать новые изменения. Внесены изменения в сроки реализации программы, программа пролонгирована на …. год обучения, изменен уровень реализации программы и др.

Учебно — тематический план содержит название разделов и тем  дополнительной общеразвивающей программы, отражает последовательность их изучения, определяет общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий), практическая деятельность преобладает над теорией
в соотношении 70% на 30%, а также форм(контроля – вводного, текущего),  промежуточной, итоговой аттестации, составляется на каждый год обучения, оформляется в виде таблицы.

Формы контроля в учебно – тематическом плане должна совпадать с формой в содержании.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного
на реализацию дополнительной общеразвивающей программы, в период с 15 по 30 декабря и с 15 по 30 апреля,
2 раза в год.

Итоговая аттестация, завершающая освоение дополнительной общеразвивающей программы, проводится в два этапа: первый этап – обязательный, проходит с 15 по 30 мая в соответствии с критериями к диагностической карте результатов обучения и развития обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе — мониторинг уровня обучения и развития обучающихся; второй этап не является обязательным, проводится в форме защиты выпускной итоговой работы (творческого проекта).

Ко второму этапу итоговой аттестации допускается обучающийся в возрасте от 12 лет, освоивший дополнительную общеразвивающую программу сроком реализации не менее 2 лет в полном объеме, успешно прошедший промежуточную аттестацию на всех этапах обучения.

Технологии:

К программам стартового уровня (игровые, личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, диалогового обучения, репродуктивны, здоровьесберегающие и др., направленные на формирование
у обучающихся мотивации к познанию.)

К программам базового уровня (проблемного обучения, диалогового обучения, дифференцированного обучения, личностно – ориентированного подхода, игровые, репродуктивные, здоровьесберегающие… и др. направлены
на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию).

К программам продвинутого уровня (проектно – исследовательские, творческо–продуктивные, дифференцированного и индивидуального обучения, проблемного обучения, модульного обучения, игровые, репродуктивные… и др. направлены на развитие устойчивой мотивации к выбору профессии, самоопределение
и самореализацию.)

Материальные затраты на оборудование помещения и обеспечение образовательного процесса не копируются
из года в год одни и те же, необходимо пересмотреть.

Список литературы содержит перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет.

Список литературы составляется для разных участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся (родителей)и оформляется в соответствии с ГОСТ. Элементы описания приводятся в алфавитном порядке
и соответствуют требованиям к библиографическому описанию.

Обязательные Приложения содержат:

  • Календарный учебный график для каждой учебной группы (Приложение №1);
  • репертуарный план на каждый год обучения по следующим профилям: хореография, театральная деятельность, инструментальное музицирование, фольклор, вокальное искусство и др.

Дополнительные Приложения могут содержать:

  • примерную тематику выпускной итоговой работы, индивидуальных творческих проектов;

 Желательно тематику выпускных итоговых работ и индивидуальных творческих проектов прописать в учебно – тематическом плане.