Информация об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных общеразвивающими программами естественно-научной направленности

2025 — 2026 учебный год

№ п/пНаименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыОсновные разделы программы
1.Художественная направленность
1.2.«Мир творчества» >>1 год обучения:
Цветоведение
Восприятие цвета (совмещение техник пастель и акварель)
Восприятие формы (комбинирование техник: пастель, акварель, фломастеры)
Организация картинной плоскости (совмещение техник гуашь, восковая пастель, фломастеры)
Опилочный гобелен
Цветочный коллаж

2 год обучения:
Цветоведение
Восприятие форм, многообразие форм
Декоративно-прикладное творчество

3 год обучения:
Основные характеристики цвета
Декоративно-прикладное творчество
Цветочный коллаж
Опилочный гобелен
Декупаж
Правила, приёмы и средства композиции
1.3.«Творчество без границ» >>1 год обучения:
Цветоведение
Восприятие цвета
Восприятие формы
Конструирование из воздушного пластилина.
Предметная лепка
Организация картинной
Плоскости
Конструирование из воздушного пластилина.
Сюжетная лепка
Конструирование из воздушного пластилина.
Мозаика
Декупаж

2 год обучения:
Цветоведение
Декоративное рисование
Конструирование из воздушного пластилина. Мозаика
Конструирование из воздушного пластилина. Предметная лепка
Конструирование из воздушного пластилина. Сюжетная лепка
Знакомство с миром природы
Цветочный коллаж
Конструирование из воздушного пластилина. Комплексная лепка
2.Естественно-научная направленность
2.1.«Профессионалы экологических расследований» >>1 год обучения:
Экологический мониторинг загрязнения наземно-воздушной среды: современные методы биоиндикационного анализа загрязнения атмосферного воздуха
Мониторинг водной среды: биоиндикация загрязнения водной среды
Мониторинг почв

2 год обучения:
Биоэкология: взаимодействия биологических систем с окружающей средой
Геоэкология: геоэкосистемы, взаимодействия костных, биокостных компонентов, их действия на среду 
Социальная экология: взаимодействие человека и природы 
Почва: самое главное вещество  
Химические технологии
Урбоэкология: наш новый мир
Лабораторный практикум (итоговые занятия)
2.2.«Биотехнологии: будущее рядом» >>1 год обучения:
Лаборатория природы
Лабораторный практикум

2 год обучения:
Мир вокруг нас
Биотехнологии
Популярно о нанотехнологиях
Лабораторный практикум

3 год обучения:
Объекты биотехнологии
Биотехнологии на страже окружающей среды
Лабораторный практикум

4 год обучения:
Биотехнология для защиты окружающей среды
Пищевые биотехнические системы
Фармацевтические биотехнические системы,
биотехнологии и биобезопасность
Производство биотехнологической продукции
и современные задачи биотехнологии
Лабораторный практикум
2.3.«Биолайн» >>1 год обучения:
Технология проектной деятельности
Основы микробиологии
Современные методы биологических исследований
Нанотехнологии для всех
Клетки и ткани
Биотехнологии в решении актуальных вопросов человечества

2 год обучения:
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
Клеточная инженерия
Основы цитологии
Основы генетики и селекции
Основы учения об эволюции
Основы экологии
Индивидуальная исследовательская деятельность
2.3.1Рабочая программа по ДООП
«Биолайн» >>
2 год обучения:
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
Клеточная инженерия
Основы цитологии
Основы генетики и селекции
Основы учения об эволюции
Основы экологии
Индивидуальная исследовательская деятельность
2.3.2Рабочая программа по ДООП
«Биолайн» >>
1 год обучения:
Технология проектной деятельности
Основы микробиологии
Современные методы биологических исследований
Нанотехнологии для всех
Клетки и ткани
Биотехнологии в решении актуальных вопросов человечества
«Биотехнологии в военном деле»Объекты биотехнологий в военной сфере
Медицинские биотехнологии
Пищевые биотехнологии
Экологические биотехнологии
Химические биотехнологии
Криминалистика
Биоинженерия и биосенсоры
«Животные вокруг нас: наука и природа»Животные в истории. Заслуги и польза
Бионика. Межпредметные связи
Профессии, связанные с животными. Кем стать в будущем?
Условия содержания домашних питомцев
Анатомия
Физиология
Породы домашних питомцев
Ветеринарные основы домашнего содержания
2.4.«Компетенции будущего» >>1 год обучения:
Технология проектной деятельности
Современные методы биологических исследований
Основы микробиологии
Биотехнологии  в решении  актуальных вопросов человечества
Основные направления биотехнологических исследований

2 год обучения:
Систематика и морфология микроорганизмов
Практическое применение биотехнологий
Основные разработки производства пищевых продуктов
Обогащение продуктов физиологически активными ингредиентами
2.4.1Рабочая программа по ДООП
«Компетенции будущего» >>
2 год обучения:
Систематика и морфология микроорганизмов
Практическое применение биотехнологий
Основные разработки производства пищевых продуктов
Обогащение продуктов физиологически активными ингредиентами
2.5.6Рабочая программа по ДООП
«Навыки будущего» >>
Технология проектной деятельности
Биопрактикум
Основы микробиологии
Биотехнологии в решении актуальных вопросов человечества
2.5.7Рабочая программа по ДООП
«Навыки будущего» >>
Технология проектной деятельности
Биопрактикум
Основы микробиологии
Биотехнологии в решении актуальных вопросов человечества
2.7.«Начинающий исследователь» >>1 год обучения:
Наш дом – природа
Природа Тульского края
Растительный и животный мир Тульской области
Охрана природы. Сохранение биологического разнообразия Тульского края

2 год обучения:
Экология растений
Экология животных
Экология человека

3 год обучения:
Основы общей экологии
Сообщества и экосистемы
Экология окружающей среды
Первое учебное исследование
2.7.1Рабочая программа по ДООП
«Начинающий исследователь» >>
1 год обучения:
Наш дом – природа
Природа Тульского края
Растительный и животный мир Тульской области
Охрана природы. Сохранение биологического разнообразия Тульского края
«Открываем родной край»По страницам истории города Тулы.
О чем расскажут названия тульских улиц.
Тульский Кремль.
Тула мастеровая
Символы Тульского края.
Императорский Тульский оружейный завод
Тульский край в период Отечественной войны 1812 г.
Тульские святыни
Тульский край в литературе и искусстве. Творческий проект «Наши великие земляки»
Тульский край в годы Великой Отечественной войны.
Музеи Тулы
Тула-Родина моя!
2.8.«Смелый экспериментатор» >>1 год обучения:
Наш дом – природа
Природа Тульского края
Растительный и животный мир Тульской области
Охрана природы. Сохранение биологического разнообразия Тульского края

2 год обучения:
Экология растений
Экология животных
Экология человека

3 год обучения:
Основы общей экологии
Сообщества и экосистемы
Экология окружающей среды
Первое учебное исследование
2.8.1Рабочая программа по ДООП
«Смелый экспериментатор» >>
1 год обучения:
Наш дом – природа
Природа Тульского края
Растительный и животный мир Тульской области
Охрана природы. Сохранение биологического разнообразия Тульского края
2.9.«Исследуй и открывай» >>1 год обучения:
Семицветная страна
Открываем мир природы
Научные лаборатории

2 год обучения:
Что такое STEAM-обучение
Экспериментирование с живой и неживой природой
Мир и человек
Первые проекты

3 год обучения:
Занимательные опыты с веществами вокруг нас
Экология – наука о доме
Мульт-студия «Я творю мир»

4 год обучения:
Экология +Экономика
Микромир
Знакомство с основами конструирования и особенностями конструктора «Фанкластик»
Изучение родного края
2.9.2Рабочая программа по ДООП
«Исследуй и открывай» >>
1 год обучения:
Семицветная страна
Открываем мир природы
Научные лаборатории
2.9.3Рабочая программа по ДООП
«Исследуй и открывай» >>
1 год обучения:
Семицветная страна
Открываем мир природы
Научные лаборатории

2 год обучения:
Что такое STEAM-обучение
Экспериментирование с живой и неживой природой
Мир и человек
Первые проекты
2.9.5Рабочая программа по ДООП
«Исследуй и открывай» >>
1 год обучения:
Семицветная страна
Открываем мир природы
Научные лаборатории

3 год обучения:
Занимательные опыты с веществами вокруг нас
Экология – наука о доме
Мульт-студия «Я творю мир»
2.11.«Современные проблемы дарвинизма» >>1 год обучения:
Развитие эволюционных идей в додарвиновский период  
Переворот в естествознании, совершённый учением Ч. Дарвина об историческом развитии органической природы
Учения Ч. Дарвина об отборе
Движущие силы эволюции
Развитие эволюционной теории после Дарвина
Жизнь и её происхождение на Земле
Организм и среда
Изменчивость и наследственность как факторы эволюционного процесса
Биологические основы современной селекции
Микроэволюция 
Макроэволюция. Многообразие органического мира
Закономерности эволюции
Развитие органического мира
Антропогенез
Генетика

2 год обучения:
Учение о клетке
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Основы генетики и селекции
Эволюционное учение
История развития жизни на Земле
Основы экологии
Бионика
2.14.«Мир вокруг нас» >>
(для детей с ОВЗ и детей — инвалидов)
Неживая природа
Живая природа
Животные рядом с нами
Белая книга зимы
Всё начинается с ростка
Путешествие
2.15.«Биопрофи» >>Клетка как биологическая система
Организм как биологическая система
Система и многообразие органического мира
Организм человека и его здоровье
2.16.«Основы микробиологии
и сельскохозяйственных технологий
» >>
Основы микробиологии
Основные объекты биотехнологий
Азбука природного земледелия
Семеноведение
Сельскохозяйственные биотехнологии в решении актуальных вопросов человечества
2.17.«Наука в опытах и экспериментах» >>1 год обучения:
Первоначальные естественнонаучные понятия
Нескучная биология
Занимательная химия
Физика без формул
Загадочная астрономия
Увлекательная география
Важная экология

2 год обучения:
Введение в растениеводство
Основы растениеводства
Агротехнический эксперимент
Роль химических элементов в питании растений
Регуляторы роста растений. Защита растений
Водная, песчаная и почвенная культуры, их применение в выращивании растений. Физиология растений
Культурные растения. Современные аспекты селекции
Растительная продукция

3 год обучения:
Цитология и гистология
Микробиология и вирусология
Иммунитет и паразитология
Микология и систематика покрытосеменных растений
Основы медицинской грамотности
Наследственность и здоровье
Физиология и гигиена
2.18.«Агроэкология» >>1 год обучения:
Зеленая родословная
Сельскохозяйственные растения и их роль в жизни человека
Агротехника выращивания полевых и овощных культур
Семена-продолжатели жизни растений
Азбука земледелия
Продукция агросистемы и здоровье человека
Природа и человек. Естественные экосистемы
Аптека на подоконнике
Весенние заботы земледельца
Экологический практикум

2 год обучения:
Агросистемы и их использование человеком
Сельскохозяйственные растения и окружающая среда
Естественные экосистемы и их использование
Природа наш доктор
Зеленая аптека
Семена – биологический фундамент урожая
Весна и урожай
Агроэкологический практикум
Земля – наш общий дом
2.20.«Химия биосистем» >>1 год обучения:
Физическая химия
Вода и её роль в биологических системах
Биогенные элементы и их соединения
Бионеорганическая химия и медицина 
Биохимия
Проблемы биохимической экологии

2 год обучения:
Ферменты в метаболизме растений
Фотосинтез у растений
2.21.«Ступени к медицине»«Знатоки русского языка»
«Прикладная биология»
«Профильная химия»
«Профильная биология»
«Продвинутая биология»
«Прикладная химия»
«Продвинутая химия»
«Основы латинского языка»
«Латинский язык и медицина»
2.24.Рабочая программа по ДООП
«Основы биотехнологии» >>
2 год обучения:
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
Клеточная инженерия
Основы цитологии
Основы генетики и селекции
Основы учения об эволюции
Основы экологии
Индивидуальная исследовательская деятельность
Защита исследований
2.25.2Рабочая программа по ДООП
«Экология.PRO» >>
Введение в образовательную программу
Вводный инструктаж по технике безопасности и охране
труда
Входной контроль
Экологические исследования в Тульской области
Практическая экология
Экология и окружающий мир
«Биотехнологии: жизнь, мастерство, учение»Технология
проектной деятельности
Биотехнологии на службе жизни
Современные методы биологических исследований
Нанотехнологии для всех
Клетки и ткани
Биотехнологии  в решении актуальных вопросов человечества
2.26.2Рабочая программа по ДООП
«Биотехнологии: жизнь, мастерство, учение» >>
Проектные технологии
Биотехнологии в жизни каждого
Методы изучения биологических объектов
Организация научных исследований
Нанотехнологии в современном мире
Структурная организация живых организмов
Биотехнологии в решении актуальных вопросов человечества
2.26.5Рабочая программа по ДООП
«Биотехнологии: жизнь, мастерство, учение» >>
Проектные технологии
Биотехнологии в жизни каждого
Методы изучения биологических объектов
Организация научных исследований
Нанотехнологии в современном мире
Структурная организация живых организмов
Биотехнологии в решении актуальных вопросов человечества
3.Социально-гуманитарная направленность
3.1.«Школа здорового питания» >>Здоровье человека и основы правильного питания
Алиментарно-зависимые заболевания
Физиология питания
Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов
Санитария и гигиена питания
Особенности питания целевых групп
Классификация блюд и кулинарных изделий
Безопасность пищевых продуктов
3.2.«Экология человека» >>1 год обучения:
Понятие и предмет экологии человека. Связь с другими науками и методы, применяемые в экологии человека
Биосфера. Среды жизни. Экологические факторы и условия среды обитания человека
Поселение как среда жизни. Городская среда
Среда жилого помещения
Здоровье и здоровый образ жизни
Природная среда теряет свои экологические свойства
Окружающая среда и здоровье человека
Охрана природы как антропогенный фактор
Экология и профессиональная деятельность людей

2 год обучения:
Среда жизнедеятельности человека
Здоровье и окружающая среда
Экологические противоречия «человек-окружающая среда»
Бионика – наука безграничных возможностей
Охрана природы Тульской области
3.2.1Рабочая программа по ДООП
«Экология человека» >>
1 год обучения:
Понятие и предмет экологии человека
Связь с другими науками и методы, применяемые в экологии человека
Биосфера
Среды жизни
Экологические факторы и условия среды обитания человека
Поселение как среда жизни
Городская среда
Среда жилого помещения
Здоровье и здоровый образ жизни
Природная среда теряет свои экологические свойства Окружающая среда и здоровье человека
Охрана природы как антропогенный фактор
Экология и профессиональная деятельность людей
3.3.«Школа юного журналиста» >>1 год обучения:
Введение в профессию
Речь
Текст
Авторский стиль
Фотография
Интервью
Аудио
Видео

2 год обучения:
Журналист-дизайнер
Adobe Photoshop
Sony Vegas Pro

3 год обучения:
Безопасность в Интернете
Работа с контентом
Наполнение канала
Целевая аудитория
3.4.«Экология и здоровье» >>1 год обучения:
Здоровье, здоровый образ жизни
Режим деятельности и отдыха
Физическое здоровье
Психическое здоровье
Культура питания как составляющая ЗОЖ
Отказ от вредных привычек – составляющая ЗОЖ
Растения – родники здоровья

2 год обучения:
Предмет изучения экологии. Отличие экологии от других биологических дисциплин
История развития экологии как науки
Экологические факторы и среды обитания
Экологические взаимоотношения организмов
Экология природных сообществ
Вода как абиотический фактор и как среда обитания
Экология гидросферы
Атмосфера – внешняя оболочка Земли. Экологическое состояние атмосферного воздуха
Почва. Экология почв
Город как экосистема
Охрана природы как антропогенный фактор

3 год обучения:
Зависимость здоровья человека от экологического состояния окружающей среды
Природная среда теряет свои экологические свойства
Экология человека
Среда жизнедеятельности человека
На пути к устойчивому развитию

4 год обучения:
Состояние и структура современной экологии. Региональная экология
Отработка методов экологических исследований при изучении объектов окружающей среды
Экологические проблемы и особенности функционирования городских экосистем
Состояние окружающей среды в Туле и Тульской области
Охрана окружающей среды и природных ресурсов Тульской области